Когда хотят добиться качественного изображения от ПК, обычно говорят о видеокарте, производительности чипсета, объеме памяти. Но видеокарта — просто микросхема, устанавливаемая на материнскую плату. Сама по себе она ничего не показывает. А конечное изображение на 50-70% зависит от монитора. Если дисплей устаревший, с плохой цветопередачей, то даже видеокарта за несколько тысяч долларов его не «спасет». И наоборот, на хорошем мониторе изображение будет лучше, несмотря на относительно слабый компьютер.
Диагональ монитора
Это первый и очевидный критерий. Диагональ означает размер дисплея. Чаще встречаются прямоугольные решения, они считаются физиологичнее для восприятия, глаз легче «считывает» картинку. Этот же принцип соблюдается в телевизорах — устройства обычно вытянутые. Иногда можно найти квадратные мониторы, хотя они встречаются реже. Есть основные типы по размеру:
- Маленькие — диагональ от 18 до 20 дюймов. Нельзя сказать, что такие мониторы плохие. Они просто рассчитаны на соответствующие задачи — например, на офисную работу. Встречаются даже еще меньшие решения, обычно сенсорные дисплеи под профессиональную сферу, такие как мониторы кассиров. На кассовом узле, в офисе обычно немного места, а крупная и детализированная картинка не принципиальна — пользователь работает с текстом, таблицами, графиками. Поэтому такие решения востребованы.
- Средние — 21-24 дюйма по диагонали. Это оптимальный вариант для дома, в офисе подобные мониторы устанавливают специалистам, которые работают с графикой — например, дизайнерам, SMM-менеджерам и т.д. На таком мониторе можно с комфортом смотреть фильмы, работать в графических программах, играть в игры. Идеальным изображение не будет, но если нет лишних денег, то можно купить решение на 24 дюйма — рядовому пользователю вполне достаточно.
- Большие — от 27 дюймов. Поклонники «топовых» сборок приобретают именно такие. Они позволят насладиться детализацией до волоска на голове героини сериала или до капли крови на мече персонажа компьютерной игры. Однако стоит помнить, что полностью раскрываются такие мониторы только в комплекте с соответствующим же «топовым» железом.
- Эксклюзивный сегмент — более 30 дюймов. Встречаются относительно редко, это чаще профессиональные мониторы для видеомонтажеров, создающих целые фильмы и т.д.
Внимание, лайфхак: вы можете подключить вместо монитора современный телевизор, если на нем есть HDMI или VGA-выход. Минус: разрешение обычно немного ниже (ТВ принято смотреть на большем расстоянии, чем находиться перед дисплеем компьютера). Но если, например, у вас сгорел монитор — телевизор как временный выход вполне сработает.
Эргономика монитора
Возможно, вы еще помните старые модели — они были огромными, с большим «кинескопом». На такой монитор мог залезть кот и уснуть. Подобные раритеты остались разве в музеях, сейчас все мониторы плоские и компактные. Но эргономика не ограничилась избавлением от массивной задней части. Обратить внимание стоит на такие особенности:
- Наличие рамки. Чем она меньше, тем лучше — топовые мониторы вообще практически безрамочные. Это создает эффект реалистичности в фильмах и видео, помогает не отвлекаться во время работы. Больше полезного пространства под саму картинку.
- Индикатор питания — некоторые производители делают его чрезмерно ярким, что раздражает глаза и отвлекает во время работы, игры, просмотра видео. Кроме того, монитор обычно не выключают, а если вы поставите ПК в той же комнате, где спите, то этот диод будет отвлекать. Можно его заклеить потом непрозрачным скотчем, но проще выбрать модель без излишне яркой «подсветки».
- Регулировка наклона. Обычно предлагается изменить угол (взад и вперед). На некоторых моделях предлагается еще и возможность поднять или опустить монитор относительно подставки. Чем больше таких настроек — тем лучше, ведь они позволяют добиться оптимального расположения.
Эргономика напрямую влияет на удовольствие от использования гаджета. При неправильном положении монитора у пользователя будет затекать шея, разовьется остеохондроз и другие неприятные проблемы со здоровьем, вызванные нефизиологичным положением головы и глаз.
Разрешение и размер зерна
Наиболее популярный сейчас формат — 16:9. Разрешения от — HD и FullHD, соответственно на 1366×768 пикселей 1920×1080 до более новых и продвинутых WQHD 2560×1440 пикселей). Максимальное расшифровывается как Ultra High, а сокращенно записывается UHD (UltraHD, 3840×2160 пикселей).
Чем больше размер, тем выше должно быть качество, иначе возникнет «проблема телевизора», у которых стандартно разрешение ниже, но там и нет необходимости в максимальной четкости картинки, потому что вплотную никто не смотрит.
За форматом UHD гнаться нет смысла, если вы не профессиональный видеомонтажер, который «вылизывает» каждый пиксель на хромакее. Тем более, что стоимость таких мониторов соответствующая и никак не «дружелюбная» к рядовым пользователям. Поэтому обычно покупают либо HD для офисных компьютеров, либо FullHD для домашних и игровых.
Критерий размера зерна не менее важен. Крупное означает возможность использовать большие шрифты, что удобно для людей с плохим зрением. Зато чем зерно мельче, тем большую детализацию и реалистичность картинки можно получить. Однако придется пожертвовать читаемостью шрифтов, особенно мелких. В результате:
- Мониторы для офиса, работы с текстом, таблицами, документами — HD, крупное зерно. Оптимально по качеству, не слишком дорого.
- Мониторы для дома — просмотр фильмов, сериалов, игры. Стоит выбрать FullHD (или вложиться в WQHD, если вы фанат детализированной картинки) и мелкое зерно. Но работать в Word и других аналогичных программах на таком компьютере будет неудобно.
Современные модели решают эту дилемму встроенным масштабированием. Они «понимают», когда пользователю нужен текст, а когда — реалистичное изображение. Стоимость немного выше, чем у устройств без смарт-функций, но приемлемая. Лучшее соотношение цены-качества для домашнего использования у мониторов с 24-дюймовой диагональю.
Матовое или глянцевое покрытие
Одно время были очень популярны мониторы с матовым покрытием. Они выигрывали за счет того, что не давали бликов. Если компьютер стоит так, что на него может попадать дневной свет или отражение лампы, то это не только чрезвычайно раздражает, но и вредно для глаз. Матовая защита исключала такую проблему.
Но есть и недостаток: так называемый «кристаллический эффект», когда вокруг объектов как будто появляется ореол. Эта особенность не является техническим дефектом устройства. По сути, это особенность глаза конкретного пользователя, поэтому на одном и том же мониторе одни люди могут видеть «кристаллический эффект», а другие нет.
Проблема встречается только у матовых мониторов. Если вас сильно раздражает кристаллический эффект — лучше приобрести глянцевый, поставив его так, чтобы не падали прямые лучи солнца или отражение от электрического источника освещения.
Матрица монитора, угол обзора, время отклика
Матрица отвечает за такие характеристики, как цветопередача, яркость, время отклика. Всего существует несколько типов:
- TN — быстрые по времени отклику, недорогие. Их выбирают геймеры за скорость. Но вот качеством изображения приходится немного жертвовать.
- *VA — очень контрастные, средние по скорости, недорогие. Предлагаются для стандартных домашних компьютеров.
- IPS (PLS) — дорогие, медленные, зато дают идеальную цветопередачу, контрастность. Это выбор дизайнеров, фотографов, ретушеров, видеомонтажеров и других специалистов, для которых скорость не принципиальна, готовы заплатить за качество.
Также не забывайте про угол обзора. Он должен быть не менее 160-170 градусов, в противном случае искажение будет заметным, если смотреть не прямо в монитор. Для геймеров критичный параметр — время отклика, она должна быть в пределах 1-2 мс на игровом компьютере. Тем, кто не считает себя фанатом компьютерных игр, на эту характеристику можно не обращать внимания.
Это основные характеристики мониторов. Если вы не знаете, какой вам выбрать, готовы вам помочь с квалифицированной и полезной консультацией. Также поможем подыскать конкретную модель монитора под ваши задачи.